→ Русские танцоры. Па на весь мир: балетные танцоры из России, известные всему миру. Артисты балета хрупкие и пушистые

Русские танцоры. Па на весь мир: балетные танцоры из России, известные всему миру. Артисты балета хрупкие и пушистые

18 апреля знаменитый танцовщик, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер и актер, педагог и народный артист СССР Владимир Васильев отметит 75-летний юбилей. Созданная Юрием Григоровичем именно для Васильева партия Спартака стала символом отечественного балета Большого театра во второй половине XX века. «В 28 лет он сделал роль, которая сразу встала в тот избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд, где Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой, Кармен Майи Плисецкой», — писал Асаф Мессерер, артист балета, балетмейстер и дядя непревзойденной Майи Плисецкой.

Еще в хреографическом училище сложился уникальный дуэт Владимира Васильева и Екатерины Максимовой —

его жены и постоянной партнерши, балерины, для которой он создавал балеты, концертные номера и фильмы. Этот дуэт был неоднократно признан «золотым», «лучшим в мире», назван «легендой XX века». Но все ли помнят, что, помимо телезаписей балетных спектаклей, в которых участвовал Васильев, таких, как «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Каменный цветок», «Золушка», были в его биографии и художественные картины, фильмы-балеты? Это «Сказка о Коньке-горбунке», «Спартак», «Жиголо и Жиголетта». С 1971 года Васильев выступил в качестве хореографа, поставил ряд балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты «Анюта» и «Дом у дороги» на музыку В. А. Гаврилина. В фильме «Фуэте» Владимир Васильев выступил и как хореограф, и как сорежиссер. Ну, а в киноверсию «Травиаты» Васильева и Максимову пригласил сам великий Франко Дзеффирелли!

Михаил Барышников

А вот другому известнейшему танцору, одному из самых знаменитых представителей мужского танца в 20 века, родившемуся в СССР — Михаилу Барышникову - сам Иосиф Бродский посвятил несколько стихотворений: «Классический балет есть замок красоты…» и «Раньше мы поливали газон из лейки…». Имя Барышникова даже упоминается в книге «Нужные вещи» Стивена Кинга.

В кино же Михаилу Николаевичу довелось сыграть несколько ролей. Но в его биографии есть интересная история, связанная с телеспектаклем «Фиеста», поставленным Сергеем Юрьевичем Юрским, по роману Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце». Когда Барышников дебютировал на сцене Кировского театра,

оказалось, что такого танцовщика сцена давно не видела. В городе заговорили о том, что этот молодой ученик по своему таланту равен, может быть, Вацлаву Нижинскому и Рудольфу Нурееву. И Сергей Юрский совершил неожиданный шаг - он пригласил балетного артиста на драматическую роль Матадора в свой спектакль «Фиеста». Как драматическому артисту доказать, что он тореро? Конечно, здесь вопрос, прежде всего в пластике. Балетный актер - то, что было нужно. Именно Барышников мог лучше всех сыграть настоящую Испанию. Но в 1974 году Михаил Барышников не вернулся из гастролей в Канаде и стал невозвращенцем. Как тогда полагалось, все, что связано с его именем, должно было быть уничтожено. В частности, и пленка с записью спектакля «Фиеста», но на ленинградском телевидении монтажер Елена Нисимова спрятала пленку, благодаря этому запись сохранилась в архиве.


А заграницей Михаил Барышников играл в нескольких фильмах, таких как «Белые ночи», «Джек Райан: Теория хаоса». Был номинирован на премию «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм был представлен в одиннадцати номинациях на премию, но не получил ни одной. В одной из сцен этой картины Михаил Барышников исполняет песню Владимира Высоцкого «Дом хрустальный». Танцор снимался и в последних сериях последнего сезона сериала «Секс в большом городе» в роли очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу — русского художника Александра Петровского. Сразу после их сюжетного знакомства, Петровский приглашает журналистку в ресторан «Русский самовар» в Нью-Йорке, владельцем которого, кстати, Барышников и является.

Майя Плисецкая

Целая эпоха в нашем искусстве, выдающаяся личность, блистательная балерина, талантливая актриса и интересная женщина - это все о Майе Плисецкой. Она всегда современна. И во времена своей активной творческой жизни балерины, и сейчас — эталон во всем. Именно Майя Михайловна олицетворяет собой для многих Русский балет. И трудно найти в мире человека, который не знал бы этого имени. Иначе, в честь Плисецкой не назвали бы астероид, а московская музыкальная рок-группа «Ключевая» не сочинила бы песню под названием «Майя Плисецкая», которая стала хитом и визитной карточкой группы на многие годы. И нет более символичного имени, неразрывно связанного с балетом и хореографией. И даже с кинематографом.


Впервые на киноэкране знаменитая балерина появилась в 1951 году в фильме Веры Строевой «Большой концерт». А потом, конечно же, были съемки в кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» и «Сказка о Коньке-Горбунке». Приму Большого Театра пригласили в кинофильм-оперу «Хованщина». Она принимала активное участие в телеэкранизации балетов «Болеро» и «Айседора», «Чайка» и «Дама с собачкой». В 1974 году Майя Плисецкая и солист Большого театра Александр Богатырев снялись для телевидения в номере «Ноктюрн» на музыку Ф. Шопена, из балета «В ночи» выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса.

В очень известной экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» режиссера Александра Зархи в 1967 года Майя Плисецкая сыграла роль Бетси. Потом Майя Плисецкая снялась в роли певицы Дезире в киноленте «Чайковский» режиссера Игоря Таланкина. В 1976 году режиссер Анатолий Эфрос пригласил звезду балета в телевизионный фильм «Фантазия» по повести Ивана Тургенева «Вешние воды». Балерина блестяще сыграла роль Полозовой. Действие картины «комментировалось» хореографичекими дуэтами в постановке балетмейстера Валентина Елизарьева. А режиссер Йонас Вайткус в 1985 году позвал ее в свою картину «Зодиак», где Майя Михайловна сыграла музу Микалоюса-Константинаса Чюрлениса. Кроме этого, прима Большого театра снялась во множестве документальных лент.

Галина Уланова

И, конечно же, нельзя ни вспомнить «богиню танца» Галину Уланову. До сих пор феномен таланта балерины остается загадкой. Она получила практически все существовавшие в СССР награды, а также премии других стран. Среди неофициальных наград - разнообразные титулы, которыми ее награждали критики и зрители:

«душа русского балета», «обыкновенная богиня». А композитор Сергей Сергеевич Прокофьев называл Галину Сергеевну «гением русского балета, его неуловимой душой и его вдохновенной поэзией». В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни — редко появлялась на публике, держалась замкнуто.

После окончания балетной карьеры она начала работать в качестве педагога. В разные годы она занималась с такими известными танцовщиками как Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Николай Цискаридзе и многими другими. За свою карьеру она снялась в шести фильмах, большинство из которых носило документальный характер: «Солистка балета», «Мастера русского балета», «Ромео и Джульетта», «Жизель» и документальные фильмы.


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.

В дореволюционной России балет пользовался большой популярностью. Несмотря на то что после революции многие танцоры императорского театра покинули страну и стали выступать на сценах иностранных театров, в России осталось немало артистов, которые были способны возродить в стране балетное искусство и основать советский балет. И в этом им помог первый народный комиссар по образованию Анатолий Луначарский, который приложил немало усилий для сохранения и развития этого вида искусства в полуразрушенном государстве. В 30-х годах 20-го века уже стали появляться первые звезды советского балета. Многие из них получили звание народного артиста РСФСР и СССР:

  • Екатерина Гельцер;
  • Агриппина Ваганова;
  • Галина Улановна;
  • Ольга Лепешинская;
  • Василий Тихомиров;
  • Михаил Габович;
  • Алексей Ермолаев;
  • Ростислав Захаров;
  • Асаф Мессерер;
  • Константин Сергеев и др.

40-е - 50-е годы

В эти годы Императорский театр Санкт-Петербурга был переименован в Балет им. Кирова (ныне Мариинский театр), а художественным руководителем этого театра стала заслуженная балерина Агриппина Ваганова - ученица Петипа и Чеккети. Она была вынуждена преобразовывать сюжетные линии, подчиняя их советским идеологическим принципам. Так, например, концовка балета “Лебединое озеро” с трагического была изменена на возвышенный. А Императорская Балетная Школа стала называться Ленинградским Государственным Хореографическим Институтом. Здесь обучались будущие звезды советского балета. После смерти выдающейся балерины в 1957 году это учебное заведение было переименовано в Академию русского балета имени Агриппины Вагановой. Так оно называется и по сей день. Наиболее популярными балетными театрами страны стали Большой театр в Москве и театр им. Кирова (Мариинский театр) в Ленинграде. Репертуар театров включал произведения как иностранных, так и русских и советских композиторов. Особенной популярностью пользовались : балеты “Золушка” и “Ромео и Джульетта” и др. Балет не прекращал действовать и в годы Отечественной Войны. Однако своего расцвета он достиг в середине века. Изголодавшиеся по культурным мероприятиям за годы войны советские люди наводняли театральные залы, и каждый новый спектакль проходил с аншлагом. Деятели балета пользовались большой популярностью. В эти годы появились новые звезды советского балета: Татьяна Зимина, Мая Плисецкая, Юрий Григорович, Марис Лиепа, Раиса Стручкова, Борис Брегвадзе, Вера Дубровина, Инна Зубковская, Аскольд Макаров, Тамара Зейферт, Надежда Надеждина, Вера Орлова, Виолетта Бовт и др.

60-е - 70-е годы

Последующие годы советский балет стал визитной карточкой СССР. Труппы Большого и Кировского театров с успехов гастролировали по всему свету, выезжали даже за железный занавес. Некоторые звезды советского балета, очутившись "за бугром" и взвесив все “за” и “против” решили остаться там и попросили политического убежища. Их на родине считали предателями, а в СМИ писали о знаменитых “невозвращенцах”. Александр Годунов, Наталья Маркова, Валерий Панов, Рудольф Нуриев - все они имели большой успех и были востребованы на балетных сценах самых престижных театров мира. Однако наибольшую популярность в мире завоевал советский артист балета Великий Рудольф Нуриев. Он стал легендой в истории мировой культуры. С 1961 года он не вернулся с парижских гастролей и стал премьером в Ковент-Гардене, а с 1980-х годов стал руководителем “Гранд Опера” в Париже.

Заключение

Сегодня русский балет не теряет своей популярности, и взращенные советскими балетмейстерами молодые артисты востребованы во всем мире. Русские деятели балетного искусства в 21-м веке свободны в своих действиях. Они могут беспрепятственно заключать контракты и выступать на сценах иностранных театров и своими блестящими выступлениями доказывать всем и вся, что русский балет - лучший во всем мире.

Давно ушли в небытие мифы о только женских партиях в танце. Сегодня мужчины по праву занимают лидирующие партии, без них мы не можем представить современный балет.

Топ – 5 самые знаменитые танцоры балета

Вацлав Фомич Нижинский

Основоположник мужского балета 20 столетия. Родился в семье танцовщиков в 1890г. В 1907году окончив училище, начал выступать с Мариинским театром, практически сразу играя главные роли. У Нижинского была неповторимая на тот момент техника, особо неприметный в жизни, он полностью перевоплощался в своего героя. Неподражаемы были его прыжки-полеты птицы. Не всегда новаторство и эксперименты Нижинского имели успех, он как бы опережал время и публика его не понимала. В 1919 году было последнее выступление артиста. Позднее в балете приняли его стиль экспрессионизма и совершенно новые движения пластики. Несмотря на короткий период творчества(10 лет), он был и остался кумиром.

Васильев Владимир Викторович

Родился в 1940 году в рабочей семье. В 1947г, за компанию, с другом пошел в танцевальный кружок. А через 2 года в 1949 был принят в хореографическое училище, где поражал своих преподавателей мастерством и виртуозностью. После училища, в1958 году был приглашен в труппу балета Большого Театра, где, практически сразу, начал играть главные роли. Самой фееричной стала партия Спартака, после чего Васильева прозвали «богом танца». Своими движениями он передавал малейшие акценты в музыке, сливаясь с ней в единое целое. Васильев награжден несколькими наградами, стал лауреатом многих конкурсов, завоевав первые премии и золотые медали.

Горский Александр Алексеевич

В 1889 году начал танцевать в кордебалете, через 11 лет стал премьером труппы. Автор учебного пособия системы танцевальных движений Степанова. Преподаватель теории танца в школе балета. Горский – реформатор балета. Он внес в балет законы драмы и чувство достоверности происходящего. Его постановку «Дон Кихот» до сих пор ставят в театрах, хотя на тот момент восторга у критиков она не вызвала. Как балетмейстер, Горский внес большой вклад в развитие и совершенствование . Многие известные балеты, поставленные Горским по своей трактовке, начали жить новой жизнью.

Ермолаев Алексей Николаевич

Будучи 16 летним выпускником училища, Ермолаев играет бога ветра – свою первую партию в балете «Талисман». Балетмейстер театра сразу увидел безудержную энергию и силу парня и создавал образы под его характер. Фанат балета, он перестраивал под себя все партии, репетируя ночами при свете свечи. Ермолаем изменил привычный образ мужской роли в балете, его виртуозные движения – тройные туры в воздухе, двойные револьтады, до сих пор не могут повторить танцоры.

Фокин Михаил Михайлович

Итальянец, родился в семье артистов балета в 1850г. Обучался в флорентийской академии танца Дж. Лепри. С 1870г выступал на сцене театра Ла Скала. Мастер мимики и па-де-де. Автор методики развития танцевальной техники балета.

17 марта великому русскому танцовщику Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 78 лет. Классик балета Ролан Пети называл Нуриева опасным, пресса - неистовым татарином, в любви ему признавались звезды рока и королевские особы. ELLE - о «балетных русских», добившихся успеха на Западе.

Сара Бернар считала Нижинского величайшим актером мира, пресса - ни много ни мало восьмым чудом света. Уроженец Киева, танцор в Мариинском театре, Нижинский состоялся в Париже, где поражал публику и критиков феноменальной техникой, пластичностью и вкусом. А самое поразительное заключается в том, что его карьера танцора длилась всего десять лет. В 1917 году он в последний раз вышел на сцену, и вплоть до своей смерти в 1950 году боролся с шизофренией, перемещаясь по психиатрическим клиникам. Влияние Нижинского на мировой балет сложно переоценить, а его дневники до сих пор расшифровываются и по-разному трактуются специалистами.

Одна из главных звезд русского балета в мире, Нуриев был настоящей поп-звездой, яркой и скандальной. Тяжелый, неуживчивый характер, заносчивость, бурная личная жизнь и склонность к эпатажу не заслоняли главного - невероятного таланта Нуриева, сумевшего соединить воедино традиции балета и актуальные, как сейчас принято говорить, тренды. Уроженец Уфы, долгожданный сын, не оправдавший надежд отца-военного, презрительного звавшего Рудольфа «балериной», свой самый знаменитый прыжок совершил не на сцене, а в зоне контроля парижского аэропорта. В 1961 году советский танцовщик Нуриев неожиданно дал деру с 30 франками в кармане, попросив политического убежища. Так началось восхождение Нуриева на мировой балетный Олимп. Слава, деньги, роскошь, вечеринки в «Студии 54», золото, парча, слухи о романах с Фредди Меркьюри , ИвомСен-Лораном , Элтоном Джоном - и лучшие роли в Лондонском Королевском балете, директорство в балетной группе парижской Гранд-опера. Последние сто дней жизни совсем больной Нуриев провел в любимом Париже. Там он и похоронен.

Еще один знаменитый представитель балета, которого можно смело назвать поп-звездой, во многом схож с Нуриевым: детство в советской провинции (если считать провинцией Ригу - все же не Москва и не Ленинград), полное непонимание со стороны отца и настоящий артистический взлет за пределами СССР. Оставшись на Западе в 1974 году, Барышников быстро закрепился на вершине:сначала возглавлял легендарный New York City Ballet, затем девять лет, с 1980-го по 1989 год, руководил не менее знаменитым American Ballet Theatre. Также активно и довольно успешно, хотя и неровно, он снимался в кино, стал светской персоной, встречался с голливудскими красавицами -Джессикой Лэнг и Лайзой Минелли. А новой публике, далекой от балета (и, кстати, от Иосифа Бродского, с которым Барышникова связывала настоящая дружба), этот невероятный человек стал известен благодаря небольшой, но заметной роли в сериале «Секс в большом городе». Сара Джессика Паркер, его большая поклонница. назвала Михаила Барышникова tough boy - «крутым парнем». Кто бы спорил.

Владимир Васильев - символ Большого театра и всего российского балета второй половины XX века. Из-за того что Васильев жил в Советском Союзе, его популярность на Западе сильно уступает славе того же Барышникова, хотя ценители искусства, конечно же, его знают и ценят. Васильев работал в основном в Европе, постепенно меняя профессию на хореографа-постановщика. Казань и Париж, Рим и Пермь, Вильнюс и Рио - география творческих перемещений Васильева утверждает и подтверждает его космополитизм.

Блондин-гигант, звезда Большого, Годунов в августе 1979 года, будучи на гастролях в Штатах, решил не возвращаться домой. Разыгралась жуткая драма, в которой были замешаны не только сам артист и его жена, балерина Людмила Власова, но и Иосиф Бродский, ФБР, и даже руководители США и Советского Союза. Оставшись в Штатах, Годунов вошел в состав знаменитого Американского балетного театра, который в итоге покинул после ссоры со своим лучшим другом Михаилом Барышниковым. Затем была работа в рамках собственного проекта «Годунов и друзья», успех, роман с актрисой Жаклин Биссет и резкий уход из профессии. Биссет уговорила Александра начать карьеру в кино, и это ему отчасти удалось: «Свидетель» с Харрисоном Фордом и особенно «Крепкий орешек» сделали вчерашнего балетного танцора без пяти минут голливудской звездой. Однако самому Годунову не нравилось быть на вторых ролях, хотя об «этом русском» узнали теперь те, кто раньше даже не интересовался балетом.

К танцам он так и не вернулся, а в 1995-м умер в возрасте 45 лет. «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества», - сказал Иосиф Бродский, принимавший активное участие в его судьбе «невозвращенца».

 

 

Это интересно: